до 1 марта заявить в письменном виде в администрацию своей школы о своем желании участвовать в ЕГЭ
по конкретным предметам;
до 15 мая получить у администрации своей школы пропуск, в
котором указаны предметы ЕГЭ, адрес пункта проведения экзамена (ППЭ),
даты и время начала экзаменов, коды образовательного учреждения и ППЭ,
инструкция для выпускников;
за три дня до начала экзамена получить информацию от администрации школы о порядке прибытия в ППЭ;
заблаговременно ознакомиться с Правилами заполнения бланков ЕГЭ.
В день проведения экзамена тебе необходимо:
явиться в указанное администрацией школы место и время для отбытия в ППЭ, имея при себе:
- пропуск на ЕГЭ (заполненный и зарегистрированный);
- документ, удостоверяющий личность (паспорт);
- гелевую или капиллярную с черными чернилами;
- дополнительные материалы (при необходимости), которые можно
использовать по отдельным предметам:
физика – непрограммируемый калькулятор (содержит только функции
сложения, вычитания, умножения,
деления, вычисления процента и извлечения квадратного корня) ; химия –
непрограммируемый калькулятор,
периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица
растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимический ряд
напряжений металлов (приводятся в экзаменационных материалах).
По прибытии в ППЭ тебе следует:
по указанию сопровождающих подойти к организатору, держащему табличку с номером аудитории, в которой будет проходить экзамен;
в сопровождении организатора пройти в аудиторию, оставив лишние
вещи на столе в аудитории (у входа), взяв с собой только паспорт,
пропуск, ручку и разрешенные для использования дополнительные материалы;
занять место, указанное организатором (меняться местами без указания организаторов запрещено);
внимательно прослушать инструктаж, проводимый организаторами в аудитории;
обратить внимание на целостность упаковки спецпакетов с
комплектами экзаменационных материалов перед вскрытием их
организаторами;
получить от организаторов запечатанные индивидуальные пакеты с
вложенными в них КИМами, бланком регистрации, бланками ответов № 1 и №
2;
вскрыть по указанию организаторов индивидуальные пакеты;
проверить количество бланков ЕГЭ и КИМов в индивидуальном пакете и отсутствие в них полиграфических дефектов;
в случаях обнаружения в индивидуальном пакете лишних (или
недостающих) бланков ЕГЭ и КИМов, а также наличия в них полиграфических
дефектов сообщить об этом организаторам, которые должны полностью
заменить индивидуальный пакет;
внимательно прослушать инструктаж по заполнению области
регистрации бланков ЕГЭ и по порядку работы с экзаменационными
материалами;
под руководством организаторов заполнить бланк регистрации и области регистрации бланков ответов № 1 и 2;
после объявления организаторами времени начала экзамена (время
начала и окончания экзамена фиксируется на доске) приступить к
выполнению экзаменационной работы;
оставить на рабочем месте только экзаменационные материалы из
индивидуального пакета, паспорт, пропуск, ручку и дополнительные
материалы, разрешенные для использования;
выполнять иные указания организаторов.
Во время экзамена тебе категорически запрещается:
разговаривать,
вставать с места,
пересаживаться,
обмениваться любыми материалами и предметами,
пользование мобильными телефонами или иными средствами связи,
пользоваться справочными материалами кроме вышеуказанных,
ходить по ППЭ во время экзамена без сопровождения;
Помни, что при нарушении настоящих требований и отказе в их
выполнении организаторы обязаны удалить тебя с экзамена с внесением
записи в протокол проведения экзамена в аудитории с указанием причины
удаления. На бланках и в пропуске делается запись «Удален с экзамена».
В случае удаления с экзамена ты имеешь право подать апелляцию о нарушении процедуры проведения ЕГЭ (см. ниже).
Ты имеешь право:
выходить из аудитории по уважительной причине (в туалет, в
медицинскую комнату) только в сопровождении одного из организаторов или
дежурных по этажу, предварительно сдав бланки ЕГЭ ответственному
организатору по аудитории, который ставит в бланке регистрации метку
«Факт выхода из аудитории»;
в случае возникновения претензии по содержанию КИМов сообщить
об этом организатору – претензии вносятся в протокол проведения ЕГЭ в
ППЭ с указанием номера варианта КИМ, задания и содержания замечания
(решение о корректности задания и об изменении баллов в случае признания
задания некорректным принимается на федеральном уровне);
При окончании экзамена ты должен:
сдать бланк регистрации, бланки ответов № 1 и № 2,
дополнительный(е) бланк(и) ответов №2 (при их использовании) и КИМы, при
этом организаторы в аудитории ставят в бланке ответов № 2 (в том числе и
на его оборотной стороне) прочерк «Z» на полях бланка, предназначенных
для записи ответов в свободной форме, но оставшихся незаполненными
(дополнительные бланки ответов №2 складываются за основным бланком);
при сдаче материалов предъявить организаторам свой пропуск, на
котором ответственный организатор в аудитории ставит свою подпись, а
также печать учреждения, в котором проводится ЕГЭ, либо штамп «Бланки
ЕГЭ сданы» (печать и штамп может также ставиться на выходе из ППЭ);
по указанию организаторов покинуть аудиторию и ППЭ.
Помни! Досрочная сдача экзаменационных материалов прекращается за пятнадцать минут до окончания
экзамена. По истечении времени экзамена организаторы самостоятельно собирают экзаменационные материалы.
По окончании сбора экзаменационных материалов организаторы в
аудиториях в твоем присутствии пересчитывают бланки регистрации, бланки
ответов № 1, № 2 и запечатывают их в три спецпакета.
Советы психолога
В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма.
Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются
на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее
эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.
Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к
событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации.
Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи
экзамена, а родителям - оказать своему ребенку правильную помощь.
ЕГЭ - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще
предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы
не увеличивать волнение.
При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.
Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не
может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с
идеалом, зато они Ваши личные.
Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.
Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все
задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным
образом, Вы обязательно сдадите экзамен.
Некоторые полезные приемы
Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и
успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем
напряженное, скованное внимание.
Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не
должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают,
если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную
деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на
прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не
затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после
40-50 минут занятий.
Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно
больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном
питании можно прочитать в разделе "Советы родителям" (см. ниже).
Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
Рекомендации по заучиванию материала
Главное - распределение повторений во времени.
Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую
голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать
внимание на более трудные места.
Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими
словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить
материал не удается в течение 2-3 минут.
Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать
повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая
временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит
запоминание надолго.
Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую
родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо
острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с
собственным волнением, взяв себя в руки.
Поведение родителей
В экзаменационную пору основная задача родителей - создать
оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать
ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие
взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и
ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а
только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не
может.
Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души
говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у
него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке,
его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень
важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".
Организация занятий
Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности
при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все
дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы,
кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и
т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители
должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои
сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при
необходимости доработать его), развить умения использовать собственные
интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности. В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с
методикой подготовки к экзаменам (её можно подсмотреть в разделе "Советы
выпускникам").
Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!
Питание и режим дня
Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие
продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу
головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"
Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.
Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.
С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку... разумеется, это не
баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!
* Материалы подготовлены на основе книг Ф.Йейтса "Искусство памяти";
Корсакова И.А., Корсаковой Н.К. "Хорошая память на каждый день", бесед с
лучшими российскими психологами и педагогами.